Запись вокала

   "В музыке нет правил и форматов…

...есть только ты и Prom-G-Records"

Copyright © 2012 Prom-G-Records. All rights reserved.

Rambler's Top100
Prom-G-Records
Главная Услуги Цены Школа Контакты

        Запись вокала.

Не вдаваясь в психологические аспекты записи (ругать, поощрять певца или же соблюдать вооруженный нейтралитет на пару с толикой безразличия) могу сказать одну вещь: не стоит идти на поводу у исполнителя. Даже если исполнитель — Вы сами. Банальный пример: практически любому вокалисту «в кайф», когда его голос утоп среди обработки. Но если чуткое и натренированное ухо звукорежиссера говорит, что здесь слишком много реверберации, значит ее действительно много. Ведь конечная цель нашей работы это отлично звучащий трек, а не размазанный ревером и дилеем невнятный вокал. Поэтому только трезвый расчет на конечный результат. Всегда думайте наперед, как это будет звучать. И если есть малейшие сомнения — сразу ищите другие варианты.

Даже если певец супер-мега профессионал, попросите его сделать несколько дублей. В дальнейшем нам это пригодится. Часто требуется перезаписывать определённые фразы или отрывки – совершенно не обязательно делать подобные дубли в одном треке — можно создать несколько треков и вести запись для каждого дубля на них. Если возможности секвенсора позволяют, используйте разные цвета для отдельных треков и размещайте весь материал в папки – правильная организация рабочего поля позволит вам сэкономить уйму времени в дальнейшей работе.

Внимательно следите за уровнями — при наличии сильного перегруза (если это конечно не задуманный спец-эффект) нужно будет перезаписать этот отрывок, откорректировав установленные значения.

Требуйте от исполнителя максимума. Для отличного результата нам нужно чтобы произношение было четким и членораздельным, интонационно и артикуляционно верным, с минимальным количеством «лаж» и не попаданий в ноты (а лучше вообще без них). Очень часто приходится искать компромисс между тем, что можно оставить и что лучше бы переписать. Нередко происходит следующая ситуация: певец с чувством, с толком и расстановкой исполнил определенный отрывок (Станиславский сказал бы «Верю!»), но в паре моментов смазал ноты, т.е. сфальшивил. И вот тут уже решать Вам – в большинстве случаев крайне маловероятно, что измученный исполнитель в состоянии вытворить подобное еще раз, так что придется править «лажи» в ручную. Но если фальшь выходит за рамки приличия, тут один выход – перезапись. Кстати, никогда не откладывайте на потом то, что можно исправить сейчас: не стоит думать, что во время сведения «это» можно будет исправить. Нет. Только лишних проблем себе найдете и в конце концов придете к одной верной исторически сложившейся мысли: нужно добиться максимально хорошего (если не сказать отличного) результата при «накоплении» материала, чем потом сидеть и ломать голову, как это исправить. То, что певец сможет сделать интонацией или экспрессией исполнения, потом ни одной огибающей или плагином воссоздать не получится.

Для достижения эффекта близости («проксимити», proximity) не стоит выкручивать ручку гейна у микрофона – достаточно просто попросить исполнителя приблизиться намного ближе к микрофону.

Если прописываете бэк-вокал с тем же самым певцом, попросите его исполнить эти партии немного в другой манере, отличной от основной партии. Зачастую для достижения большей «сексуальности» в звучании можно попросить исполнителя «пропеть» фразу шепотом, поверх партии, спетой на «голосе».

Делайте небольшие перерывы. Если чувствуете, что исполнитель устал, сами предложите ему сделать паузу. От уставшего и выдохшегося певца толку мало.

Следите за тем, на каком расстоянии от микрофона поет исполнитель. Не допускайте того, чтобы певец стоял слишком далеко (и пел слишком тихо) или наоборот, слишком близко (и пел очень громко). Некоторые индивиды во время исполнения могут чуть ли не танцевать в радиусе 2 м от микрофона – с такими надо сразу же проводить профилактические беседы и настойчиво просить во время записи не отдаляться без надобности от микрофона. Такая надобность может возникнуть, если вы не используете при записи компрессор или иной «ограничитель», а в нескольких местах песни имеются очень громкие моменты или ноты. На таком этапе следует попросить исполнителя немного отдаляться от микрофона при взятии столь высокой или громкой ноты, дабы исключить нежелательные перегрузы на записи. Конечно же, вы можете взять в руки фейдер уровня громкости микрофона и заниматься т.н. «гейн-райдингом», предвидя «опасные» моменты и исправляя понижением их уровня вручную в процессе записи… но не думаю, что Вам сильно понравится такой способ.

Никогда не критикуйте певца и его манеру исполнения (по крайней мере при нём). Помните, Вы здесь для того, чтобы запечатлеть в аналого-цифровом виде результат его труда, а не для того чтобы вносить изменения в то, что он уже заучил и делает на «автомате». Вы можете только посоветовать то, что с Вашей точки зрения может пойти на пользу общему продукту. Конечно, если певец еще тот «певец» и с его голосом в туалете только «ЗАНЯТО!!!» орать, то стоит изначально до записи в мягкой форме объяснить, что тут даже магия бессильна и что конечный вариант может сильно отличаться от представлений «заказчика».

Статьи

Акустика

Мастеринг

Сведение и обработка

Звукозапись

Звукозапись Сведение и Обработка Мастеринг Акустика