Выбор звуковой карты

   "В музыке нет правил и форматов…

...есть только ты и Prom-G-Records"

Copyright © 2012 Prom-G-Records. All rights reserved.

Rambler's Top100
Prom-G-Records
Главная Услуги Цены Школа Контакты

        Выбор звуковой карты.

Сейчас на рынке так много аудио интерфейсов различных форматов и типов, что кажется просто невозможным подобрать себе такой, который бы полностью соответствовал бы Вашим потребностям. Далее я попробую разобраться в основных характеристиках аудио интерфейсов, чтобы помочь Вам легче ориентироваться во всем их разнообразии.

В середине 90х годов XX века почти все выпускаемые саундкарты не поддерживали технологию Plug and Play, требовалось вручную настраивать IRQ (Interrupt Request Channels), DMA (Direct Memory Access), и I/O (Input/Output) адреса, чтобы избежать конфликтов с другими картами и устройствами на материнской плате компьютера.

Позже, с развитием технологии Plug and Play, устанавливать PCI (Peripheral Component Interconnect) саундкарты стало гораздо легче, в то время как для владельцев ноутбуков решением стали PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association) карты. Однако некоторые PCI карты продолжали отказываться сосуществовать с другими саундкартами в пределах одного персонального компьютера. И, к тому же, для установки новой саундкарты все еще приходилось выключать питание, открывать крышку компьютера и искать свободные слоты.

Свободный доступ.

Целью изготовителей периферийных устройств был новый интерфейс, который бы позволял подключать устройства, не снимая крышки компьютера, а в идеале и без выключения компьютера. Так родился USB (Universal Serial Buss) интерфейс, хотя первоначальная версия интерфейса 1.1 имела некоторые технические проблемы, передавала 12 мегабит в секунду (12Mbps) и имела различные аудио ограничения (которые позже были исправлены).

Вскоре после этого появился интерфейс Firewire (лейбл Apple для стандарта, известного нам как IEEE1394a), более гибкий стандарт передачи данных для тех, кому нужна была широкая полоса пропускания (до 400 Mbps) с возможностью подключать внешние устройства. Сейчас же под Firewire понимают стандарт IEEE1394b, который поддерживает скорость до 800 Mbps.

Нет ничего удивительного в том, что очень многие музыканты приходят в замешательство при выборе аудио интерфейса. Вам не только нужно подобрать нужное количество входов и выходов, но и еще множество других характеристик, таких как цифровой вход/выход для мини диска или mp3 плеера, MIDI разъем для подключения внешнего синтезатора или миди клавиатуры. И помимо всего этого, Вам еще необходимо выбрать стандарт передачи данных.

А самое худшее то, что множество интернет форумов, посвященных музыкальным технологиям, просто наводнены дезинформацией о возможностях разных стандартов. В этом обзоре я постараюсь объяснить, что же хорошо, а что плохо, и за что стоит переплачивать, а на что не стоит тратить свои деньги.

Аналоговые входы.

Давайте начнем с основ. Первым делом определитесь, какие у Вас требования к аудио интерфейсу, и сравните их с предлагаемыми на рынке внешними саундкартами. К счастью, сегодня уже все больше и больше людей тщательно выбирают товар перед тем, как расстаться с кровно заработанными деньгами. В случае аудио интерфейсов, подобрать нужное число аналоговых входов и выходов очень важно для того, чтобы не пришлось в скором времени обновляться на более мощный интерфейс, но, в то же время, нет смысла переплачивать за входы и выходы, которые Вы не будете использовать вовсе.

Если единственной целью, которую Вы преследуете при покупке аудио интерфейса, является запись одной стерео дорожки, или, например, нескольких моно сигналов от микрофонов или акустической гитары, то Вам будет достаточно обычной стерео саундкарты. Нет никакого смысла тратиться на аудио интерфейс с восьмью входами и выходами. Хотя профессиональные музыканты считают, что в этом есть смысл, потому что у аудио интерфейсов с 8 входами и выходами более высокое качество звука. Так или иначе, для записи живого коллектива Вам понадобится аудио интерфейс с минимум 4 входами и выходами, а предпочтительнее, конечно же, 8. Если же Вам необходимо более 8 входов и выходов, то логичным решением будет приобрести несколько идентичных восьми канальных аудио интерфейсов, чьи драйверы поддерживают совмещение нескольких устройств.

Если Вам необходимо осуществить запись многоканального синтезатора, то здесь есть несколько путей решений, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. Прежде всего, Вы можете использовать внешний аналоговый микшер для микширования сигналов, возможно даже добавить какие-то эффекты с его помощью, и записать полученный результат при помощи стерео саундкарты. Это подход я обычно и использую, и он популярен потому, что большинство современных синтезаторов выдают уже законченные звуки со всеми нужными эффектами.

Если же Вы хотите иметь возможность добавлять программные эффекты на каждый канал, Вы опять-таки можете использовать аналоговый микшер, с помощью которого по отдельности записать каждый канал в виде MIDI команд. Потом записать каждый канал уже в виде моно или стерео сигнала, впоследствии с помощью MIDI команд наложив нужные эффекты на нужные каналы. И только в том случае, если Вы хотите иметь возможность добавлять программные эффекты на каждый канал в режиме реального времени, то Вам понадобится аудио интерфейс с большим числом входов и выходов для записи и обработки каждого канала отдельно. Это, конечно же, самый дорогой вариант.

Аналоговые выходы.

Аналоговые выходы аудио интерфейса Вам понадобятся для прослушивания музыки в колонках. Два выходя для стерео режима и до 7 выходов для работы в surround режиме (вот почему на некоторых аудио интерфейсах бывает только два входа, зато 6 и более выходов). Также дополнительные выходы Вам могут понадобиться для посыла сигнала на мониторы музыкантам в студии. Наконец, если Вы хотите использовать внешние приборы обработки звука для подмешивания эффектов в компьютерной студии, Вам нужно будет выбрать несколько стерео входов и выходов для использования их в качестве посылов и возвратов соответственно. Хотя, если Ваши внешние приборы обработки звука имеют цифровой вход/выход, то лучше будет выбрать способ, описанный ниже.

Конечно же, всегда лучше иметь несколько лишних входов и выходов, чем оказаться в ситуации, когда Вам надо менять Ваш аудио интерфейс из-за того, что Вам его уже не хватает. Но Вы можете начать с аудио интерфейса с небольшим количеством входов и выходов, драйвер которого бы поддерживал совместимость нескольких устройств, и, в процессе роста потребностей, докупать новые аудио интерфейсы. Различные модели от таких производителей, как M Audio, MOTU, RME и Soundscape поддерживают совместимость до 4 интерфейсов. Таким образом, Вы всегда сможете нарастить количество входов и выходов, когда это Вам понадобится.

Настройки цифровых входов и выходов.

Если у Вас имеются внешние цифровые аудио устройства, то есть смысл переплатить за аудио интерфейс, оснащенный цифровым входом/выходом, чтобы Вы имели возможность легко передавать цифровые данные между устройствами. Для тех, кто еще ни разу не пробовал работать с цифровым входом/выходом, надо заметить, что передача цифровых данных имеет два больших преимущества перед аналоговой передачей данных. Во-первых, при передаче цифровых данных с одного устройства на другое происходит обмен информации в виде последовательности единиц и нулей. Информация, поступившая на второе устройство, является абсолютно идентичной переданной информации, без каких-либо шумов и помех, вызванных цифро-аналоговым преобразованием. Во-вторых, не надо настраивать уровень громкости на одном устройстве и уровень чувствительности на втором в целях избегания клипов – Вы просто начинаете передавать информацию и все.

S/PDIF (Sony/Philips Digital InterFace) в первую очередь предназначен для передачи одного стерео сигнала. Если у Вас на одном устройстве установлен разъем S/PDIF, а на втором – другой цифровой интерфейс, то для решения этой проблемы существуют переходники, такие как M Audio CO2 или Fostex COP1.

ADAT порты предназначены в первую очередь для передачи восьми аудио сигналов одновременно по оптическому кабелю, но в большинстве современных устройств их можно переключить в режим совместимости с S/PDIF для передачи стерео сигнала, что, несомненно, очень удобно. Многие музыканты не видят смысла в цифровом входе/выходе ADAT, если у Вас нет внешнего ADAT рекордера. Если Вы в перспективе планируете нарастить количество каналов до 8 и более входов и выходов, то Вы можете купить внешние АЦП и ЦАП и подключить их с помощью ADAT порта.

MIDI: Если Вам необходимы MIDI входы и выходы, то большинство аудио интерфейсов ими оснащены. Эта опция совсем незначительно увеличивает цену аудио интерфейса, но зато гарантирует, что аудио и MIDI сигналы будут управляться одним набором драйверов. Это минимизирует возможность конфликта оборудования. Однако очень редко можно встретить аудио интерфейс с более чем двумя парами MIDI разъемов, так что если Ваши требования к MIDI интерфейсу более широки, Вам лучше будет купить отдельный внешний MIDI интерфейс.

Сравнение форматов передачи данных.

Как только Вы определитесь с количеством и комбинацией нужных Вам входов и выходов, тогда уже можно приступать к подбору формата передачи данных, который наилучшим образом подойдет для решения именно Ваших задач.

Самыми старшими из шести основных форматов (PCI, PCMCIA, USB 1.1, USB 2.0, Firewire 400 and Firewire 800) являются PCI и PCMCIA, и, вопреки скептическому мнению многих людей, я лично считаю эти форматы достаточно сильными. Для владельцев ноутбуков PCMCIA карта вообще будет самым компактным решением, в то время как для владельцев PC устанавливаемая внутрь PCI саундкарта является наиболее распространенным и проверенным вариантом. К тому же в наше время между PCI картами достаточно редки внутренние конфликты. Очень маловероятно, что Вам удастся использовать одновременно три аудио интерфейса с форматами передачи данных USB или Firewire и при этом они не буду конфликтовать.

Преимуществом же USB и Firewire аудио интерфейсов является то, что их можно без труда переносить с одного компьютера на другой, что очень удобно для тех, кто использует и ноутбук, и PC в своей работе. Такие интерфейсы также удобны для тех, кто не хочет лишний раз открывать крышку своего компьютера, или для тех людей, у кого уже не осталось свободных слотов на материнской плате.

Также неоспоримым преимуществом USB и Firewire аудио интерфейсов является возможность «горячего» включение и отключения устройства (без отключения питания компьютера). Однако музыкантам это преимущество не особо важно, потому как при запущенном студийном программном обеспечении «горячее» включение аудио интерфейса все равно ничего не даст, в программе-студии саундкарта не определится, программу нужно будет пере запускать. Ну а отключение аудио интерфейса до выхода из программы может вообще привести к повисанию компьютера. Также USB и Firewire аудио интерфейсы могут вызывать проблемы с назначением драйверов в программе-студии, вследствие чего треки, назначенные на одну саундкарту, после горячего включения аудио интерфейса могут оказаться назначенными на другую саундкарту.

Кроме того, вообще не рекомендуется «горячее» подключение Firewire. Есть сведения, что у некоторых музыкантов при «горячем» включении сгорали Firewire порты либо на периферийном устройстве, либо на компьютере. И в то время, как Firewire теоретически поддерживает до 63 одновременно включенных устройств, а USB до 127, музыканты обнаружили (за свой счет), что подключение более чем пары устройств в один порт приводит к конфликту оборудования.

Те, кто все же останавливают свой выбор на USB/Firewire, неизбежно сталкиваются с мнениями, слухами, комментариями и фактами, которые окончательно вводят их в заблуждение. Некоторые музыканты считают, что USB абсолютно не подходит для передачи аудио и MIDI сигналов, но по своему опыту я не могу согласиться с этим мнением. В самом начале развития USB у версии 1.1 действительно были некоторые проблемы с передачей данных, но сейчас, работая с USB 2.0, я могу сказать, что передача данных осуществляется очень достоверно.

USB 2.0 не очень крепко утвердился на рынке аудио интерфейсов, так как не многие изготовители внедрили в свою продукцию его поддержку, но в свое время Edirol UA1000 доказал надежность этого формата для передачи многоканального аудио. Однако если Вы хотите внешний аудио интерфейс с поддержкой 24-bit/96kHz и большим количеством каналов, то правильным выбором будет Firewire.

Шумы.

Некоторые музыканты изучают спецификации аудио интерфейсов, чтобы по ним понять, какая саундкарта лучше. Но, не смотря на то, что спецификация действительно играет важную роль при выборе оборудования, она все-таки не так сильно важна. Спецификация не скажет Вам, насколько хорошо звучит конкретный аудио интерфейс.

Наиболее важными характеристиками любого аудио интерфейса является динамический диапазон и соотношение сигнал/шум. С этими характеристиками до сих пор определенная неразбериха, так как есть несколько вариантов их измерения. Но способ измерения, которым пользуются производители аудио интерфейсов, внушает доверие.

В терминологии аудио интерфейсов понятие «отношение сигнал/шум» сравнивает максимальный уровень громкости сигнала, который Вы можете подать на вход аудио интерфейса (имеется ввиду что входные индикаторы зафиксируют 0 дБ) с уровнем фонового шума, когда никакой сигнал не поступает. Однако некоторые хитрые производители саундкарт решили автоматически мютировать выходной сигнал, если на вход ничего не подается, тем самым значительно увеличив соотношение сигнал/шум. Поэтому динамический диапазон измеряет уровень шума при поданном сигнале низкого уровня (обычно это синусоидальная волна с частотой 1 кГц на -60 дБ), что не позволяет аудио интерфейсу мютировать канал. Вот почему динамический диапазон является более правдивой характеристикой.

Однако, сравнивая динамические диапазоны разных аудио интерфейсов, помните о том, какие сигналы вы собираетесь записывать в первую очередь. Если Вы собираетесь записывать, например, внешние синтезаторы, скорее всего их динамический диапазон не превышает 80 дБ. Если Вы планируете записывать живой коллектив с помощью микрофонов, то фоновые шумы микрофонов и микрофонных пред усилителей скорее всего будут уже выше шумов аудио интерфейса, особенно если вспомнить, насколько сложно заглушить и шумоизолировать помещение, в котором проводится запись.

Итак, в то время как при покупке аудио интерфейса есть смысл выбирать оборудование с наименьшим уровнем шума, в реальности большинство людей не смогут отличить на слух, чем отличается аудио интерфейс с динамическим диапазоном 110 дБ от интерфейса с диапазоном 120 дБ. Чаще всего высокий уровень шумов на записи вызван совершенно другими факторами, а не качеством аудио интерфейса.

Наравне с тем, что нам хочется иметь аудио интерфейс с наименьшим уровнем шумов, также нам хочется, чтобы саундкарта имела минимальный уровень искажений и записанная волна имела такую же форму, что и на входе в устройство, без каких-либо гармонических изменений. Но не стоит волноваться - большинство современных аудио интерфейсов имеют крайне низкий уровень искажений (0.001% и лучше).

Частота дискретизации.

На сегодняшний день даже бюджетные аудио интерфейсы поддерживают частоту дискретизации 192 кГц. Но на различных музыкальных форумах по прежнему ведутся споры о том, стоит ли переходить с частоты дискретизации 44.1 кГц на 48, 88.2 или 96 кГц. Многие музыканты придерживаются комбинации 24-бит/44.1 кГц, потому как продолжают создавать музыку в основном с помощью внешних MIDI клавиатур и программных семплеров, которые работают с семплами 44.1 кГц. Так что они не видят никакого смысла в увеличении частоты дискретизации, тем более что окончательным носителем музыки все равно становится 16-бит/44.1 кГц аудио диск. Однако даже те, кто используют электронные инструменты, оценят более аккуратную компрессию и ограничение пиков на повышенной частоте дискретизации, да и эквалайзер будет работать более точно и звучать приближеннее к аналогу. Музыканты, использующие программные синтезаторы и генераторы формы волны также отметят более чистое звучание.

Для записи живой классической и любой другой акустической музыки большинство серьезных звукоинженеров используют режим 24-бит/96 кГц. В этом особенно есть смысл, если конечным носителем музыки оказывается DVD релиз с частотой дискретизации 48 или 96 кГц (в зависимости от количества каналов). Высокая частота дискретизации гарантирует Вам отличное качество записи на высоких частотах, детали звучания инструментов и пространственную локализацию (возможность различать на записи положение в пространстве каждого инструмента), чем при частоте дискретизации 44.1 кГц или 48 кГц. Также при большой частоте дискретизации высокочастотные сигналы выше 20 кГц делают звучание более натуральным. Однако помните, что качество звука определяется самым худшим звеном в цепи, так что если остальные устройства у Вас не высшего класса, то увеличение частоты дискретизации может Вам абсолютно ничего не дать.

Также стоит помнить, что при использовании частоты дискретизации, например, 192 кГц все плагины и программные синтезаторы будут потреблять в 4 раза больше ресурсов компьютера, занимать в 4 раза больше места на диске и в 4 раза уменьшать возможное время записи в отличие от использования частоты дискретизации 44.1 кГц.

Когда будете выбирать аудио интерфейс, стоит опасаться внутреннего преобразования частоты дискретизации. Это будет ухудшать качество звука, вызывать различные искажения. Такое было замечено за саундкартами Creative SB Live и Audigy. Windows также может несанкционированно конвертировать частоту дискретизации, если Вы не отключили в нем системные звуки.

Выводы.

Вопреки мнению некоторых людей, лучшего и универсального аудио интерфейса не существует. Вы должны выбрать себе аудио интерфейс, исходя из Ваших потребностей, а не потому, что кто-то что-то сказал или посоветовал. План действий следующий:

Прежде всего, решите, какое количество входов и выходов Вам необходимо.

Определитесь, какой формат передачи данных Вам больше всего подходит.

Проверьте, какие модели аудио интерфейсов удовлетворяют Вашим требованиям и внесите их в свой список. Большинство музыкантов приходят к выбору из 3 или 4 аудио интерфейсов.

Теперь Вы должны как можно больше узнать о каждой модели и подробно изучить спецификации аудио интерфейсов. На этом этапе также можно узнать мнения знакомых об этих моделях, почитать обзоры, статьи и специализированные форумы по этой теме.

Принимая окончательное решение, убедитесь, что выбранный Вами аудио интерфейс полностью совместим именно с Вашим компьютером.


Статьи

Акустика

Мастеринг

Сведение и обработка

Звукозапись

Звукозапись Сведение и Обработка Мастеринг Акустика